Электронное Правительство

e-governmantПредысторией к этой заметке стала небольшая дискуссия с одним из региональных депутатов по проблеме электронного правительства и о векторе, куда надо двигаться. Ввиду того, что общего мнения нет, попробую изложить свое. Как я все это вижу.

Во-первых, чем больше я читаю про e-G (e-Government), тем больше убеждаюсь, какая каша в головах у интересующихся (или даже занимающихся) данным вопросом.

Для начала следует разобраться, что же это такое, это e-G. Коротко, но емко, с этим поможет WikiPedia.

А теперь предлагаю встать на место гражданина.

Каждому иногда приходится посещать государственные учреждения для получения той или иной бумажки. Времени эта муторная процедура занимает массу, неразбериха и очереди часто неимоверные. Информации, что и как надо делать недостаточно. Более того, чтобы понять, что необходимо иметь на руках, как минимум предварительно следует посетить госучреждение и почитать на информационном стенде выдержки из законодательства и конкретные указания, какой набор бумажек надо принести. А то и очередь в кабинет отсидеть для консультации.

О чем говорят в прессе, по ТВ и со страниц Интернет? e-G избавит нас от необходимости ходить по казенным кабинетам. Открыл web-браузер, заполнил анкету, подписал ее ЭЦП и через определенный промежуток времени пришел и получил новый паспорт, свидетельство о собственности, налоговый вычет и т.д. и т.п. Да, это конечно здорово, но нужно быть реалистами. Для смены того-же загранпаспорта нужно как минимум принести фотокарточки и сдать старый загранпаспорт. Можно конечно сфотографировать себя на мобильный телефон, а старый паспорт отсканировать, запаковать архиватором, подписать ЭЦП и отправить в паспортный стол по электронной почте (или через web-портал). Предполагаю, что такую процедуру возможно реализовать и дополнительно открыть при паспортном столе фотостудию и печатать в ней фотокарточки. Абсурд? А вот заполнить анкету в электронном виде и подать ее на первичное рассмотрение, почему нет? А если электронная система еще и сама рассмотрит анкету и подскажет где ошибки? Было бы удобно.

Что мы имеем на сегодняшний день из e-G? Лед однозначно тронулся. Появились web-представительства тех же районных Управ и Муниципалитетов. Худо-бедно и из под палки заработала обратная связь. Сам неоднократно обращался и получал ответы на свои вопросы от Глав Управ и от служб ЖКХ. Вроде заработало, но очень вяло. Точнее выглядит это как-будто начали и бросили. А ведь надо развивать. С одной стороны, появилась какая-никакая инфраструктура. Субподрядные организации оказывают возмездные услуги тем-же Управам. Деньги выделяются, бюджеты осваиваются.

Переходя от абстракций к конкретике, какие первоочередные задачи можно поставить перед e-G? Задачи, которые можно быстро и достаточно безболезненно воплотить в жизнь. Все видели информационные стенды в казенных заведениях и толпящихся возле них граждан с блокнотами и листами, переписывающих реквизиты для платежек или набор необходимых для подачи бумаг. Электронно продвинутые или те, кто помоложе, фотографируют эти стенды и изучают информацию дома в спокойной обстановке. Вот он и первый этап. Информационный стенд должен быть не только в госучреждении, а и на web-портале этого учреждения. Причем информация в Интернет должна быть свежей, полной и актуальной, а не годовалой давности. В чем экономия? Любой гражданин сэкономит свое время, получив необходимые справки не отходя от домашнего компьютера, уменьшается вероятность того, что принесенный набор документов будет неполным или будет содержать ошибки. А в результате все это сэкономит время чиновника, принимающих бумаги на рассмотрение. Опять же можно разгрузить телефонные линии и время госслужащих на ответы на вопросы по телефону. Мне вот жаль своего времени на дозвон и общение с клерком. Более того, у меня нет никакой уверенности, что я задам все необходимые вопросы, а полученные ответы будут полными и соответствующими действительности (человеческий фактор и все такое прочее).

Или например проблема по заполнению анкет. Было время, когда заполнить можно было только бланк, полученный в госучреждении и сделать это можно было только синей ручкой. Благо времена эти миновали. Можно заполнить на компьютере и распечатать бланк на принтере. Но где эти бланки? Их поиск превращается в муку и нет никакой уверенности, что найденный бланк является правильным. Появляется второй сервис. Предоставление актуальных бланков и как следствие третий сервис, предоставляющий автоматизированную первичную проверку заполнения этих бланков. Экономия времени, как со стороны госслужащего так и со стороны граждан очевидна.

Еще один достаточно большой пласт взаимодействия — это обращения граждан с разного рода заявлениями. Как это делается сейчас? Заявление можно написать и подать лично, можно направить по почте (в том числе и заказным письмом). Что мешает дополнить данную услугу возможностью подать электронной заявление? Но не просто направить его по электронной почте или заполнив форму на портале и нажав кнопочку «Отправить», а чтобы сразу получить регистрационный номер своего обращения и знать его судьбу (кто рассматривает, какая стадия рассмотрения заявления). Помимо удобства, появляется некоторая прозрачность процесса. А не к этому ли стремимся? К прозрачности и открытости государственных услуг и принимаемых решений.

Или обращение граждан за субсидиями, компенсациями, улучшениями жилищных условий, предоставлением льгот? Сейчас можно, как вариант, изучить тома законодательства или сходить на примем к чиновнику, который в зависимости от настроения или квалификации попытается помочь. Почему бы не реализовать описанную процедуру как электронную госуслугу? Чтобы обратившись на web-портал и заполнив опросник, состоящий из основных и последующих уточняющих вопросов, получить заключение, а положена ли мне та или иная льгота и в каком объеме? И снова экономия времени всех сторон, а также обеспечение прозрачности результата. Ведь что имеется сейчас. Получив отказ (часто на первый взгляд необоснованный) гражданин начинает писать жалобы, которые по законодательству положено рассмотреть и дать ответ в положенный промежуток времени. Когда как пройди гражданин через web-опросник, может быть он не стал бы подавать никаких заявлений на получение субсидии или же наоборот, собрал бы отсутствующие документы.

Подводя некоторый итог к написанному, каждое госучреждение, если оно намерено выполнять требования Правительства, но не формально, а с пользой, в том числе для себя и своих сотрудников, необходимо в первую очередь проанализировать, что можно было бы перенести на свои web-ресурсы. Работа найдется и будет она полезной, востребованной и современной. И люди спасибо скажут.

Выше описан наверное десяток возможных сервисов, которые не требуют каких-то серьезных финансовых вложений, глобализации, централизации, привлечения супер-специалистов для реализации. Все это можно воплотить в жизнь с помощью субподрядных организаций и собственных сил в рамках существующих web-ресурсов.

Продолжение следует…